«Папа» Винни-Пуха и Тевье
2 сентября популярному актеру театра и кино Евгению Леонову исполнилось бы 80 лет
Его
называли комиком с душой трагика, в связи с ним вспоминают слова
Феллини: «Комедийные актеры — благодетели человечества». Евгений
Павлович Леонов играл, как жил. Мягкому юмору, самоиронии, доброй и
сострадательной улыбке над всем происходящим научиться невозможно. У
Леонова эти актерские качества были сплавом мастерства и природного
дара. Он был поистине народный артист. «Полосатый рейс», «Донская
повесть», «Кин-дза-дза», «Зигзаг удачи», «Белорусский вокзал»,
«Винни-Пух», «Обыкновенное чудо», «Убить дракона», «Осенний марафон»,
более 60 фильмов и около 50 театральных постановок с его участием. Он
написал книгу «Письма к сыну», где рассказал о себе, о самом
сокровенном: «Есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не
боишься быть маленьким, глупым, безоружным? Этот человек и есть твоя
защита». И далее: «Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям.
Надо уметь замечать и чувствовать то, что за пределами нашего
восприятия, иметь как бы предчувствие нового».
Об отце, Евгении Леонове в интервью www.gzt.ru рассказывает его сын, актер театра «Ленком» Андрей Леонов. — Как вам работалось вместе с отцом? —
В «Ленкоме», в начале, когда я выбегал в массовке и наблюдал, как отец
работает с выдающимися актерами, например, Татьяной Пельтцер,
«Поминальную молитву» я воспринимал очень остро, потому что она
наслаивалась на болезнь отца. Это был особый этап в его жизни. Он играл
Тевье- молочника последние пять лет, а накануне последнего спектакля
скончался. Зрители, которым объявили о кончине Леонова, не сдали ни
одного билета, стояли у театра до глубокой ночи. Его любили и зрители,
и актеры «Ленкома». Янковский, Збруев, Шанина очень тепло его
вспоминают... — Среди любимых
всеми ролей Евгения Леонова — Шибалок в «Донской повести» и эпизод в
«Не горюй!» Данелии, там, где он появляется на мосту с собачкой по
кличке Эрзерум, а его вечная песня «Мыла Марусенька...» звучит в
грузинском многоголосии. — Я
тоже люблю «Не горюй!». И «Донскую повесть». Она была снята в 1964
году. Позже отец говорил, что можно было сыграть эту роль по-другому.
Еще люблю «Белорусский вокзал», «Мой старший брат»... Отцу везло с
режиссерами и в кино, и в театре: Данелия, Фетин, Коренев, Рязанов,
Смирнов, Захаров. — И режиссерам
тоже везло с Леоновым. Даже в начале его карьеры, когда он еще был
актером Театра Станиславского, публика его выход встречала
аплодисментами. — Мне это
приятно слышать. В «Ленкоме» тоже, как только он появлялся на сцене,
вспыхивали аплодисменты. Я стал с возрастом понимать, кто мой отец,
прислушиваться к его советам, наблюдать за ним на спектаклях...Его нет
уже 12 лет, но он всегда рядом, его фильмы рядом. Он оставил хорошее
наследство, свою книгу «Письма к сыну». Печальный признак нашего
времени — дефицит отцовской любви. Поэтому «Письма к сыну» обращены ко
мне и к моему сыну...Очень важно знать, что рядом есть человек, который
тебя любит. Он писал: «Ничего не бойся, сынок. Я стану за твоей спиной,
как живой лес, как старый дуб раскину руки; как орел подставлю крылья
тебе...» — Андрей, учил ли вас отец актерскому мастерству? —
Он внимательно следил за моими первыми шагами в театре, делал
правильные, очень ценные замечания. Я тогда по молодости лет внимал,
преодолевая раздражение. Сейчас я пытаюсь своего сына оградить от
ошибок. Но вижу, что он слушает меня и не слышит. — Евгений Павлович работал необыкновенно много. Удавалось ли ему отдыхать? —
Мы всей семьей ездили на машине в Прибалтику. Тогда было не опасно
ночевать в лесу. У отца был керогаз. Когда он снимался в фильме «Меж
высоких хлебов», мы с мамой приезжали к нему в Украину. Но любимое
место его отдыха — это Юрмала, он туда и в санаторий для сердечников
ездил. Еще мы отдыхали под Ленинградом в Дюнах, очень славное место. — Ваш отец вам сказал однажды об актерстве: «Если ты надеешься обойтись без синяков и шишек, оставь это дело, не начиная». —
Я со временем научился не обижаться на замечания коллег, более
критически относиться к себе. Но актерские амбиции дают о себе знать. Я
весь день хожу счастливый, если вечером предстоит играть любимую роль.
Недавно Марк Анатольевич похвалил всю команду за «Полет над гнездом
кукушки». Это дорогого стоит. — Вы хотели бы написать книгу об отце? — Позже, но если напишу, то, вероятно, назову ее «Ответы папе». ЗА КАДРОМ Несколько
забавных эпизодов произошло с Е.П. Леоновым во время съемок фильма
«Полосатый рейс». Работали артисты на пароходе «Матрос Железняк».
Тигров ежедневно выпускали из клеток на палубу для того, чтобы они
постепенно привыкли к месту. Но тигры есть тигры, и сниматься с ними Е.
Леонов мог только отгородившись пуленепробиваемым стеклом. Так оградили
перед съемками ванну, в которой должен был купаться актер, причем он
лично проверил стекло на прочность. Но когда установили освещение,
оператор заявил, что стекло будет давать блики, и зритель сразу обо
всем догадается. Режиссер решил стекло убрать, но Леонову об этом не
говорить. Как только Евгений Павлович разделся и плюхнулся в ванну (под
ней спрятали дрессировщика), стекло незаметно убрали и впустили в
павильон тигра, который сразу направился к артисту и стал его
обнюхивать. Тот открыл глаза и... Остальное зрители видели — Леонов
ахнул, голышом выскочил из ванны и бросился бежать, роняя хлопья пены.
Так что игры тут не было — все произошло самым натуральным образом... Евгений
Павлович вспоминал, как к нему подошли режиссер и оператор и сказали,
что они придумали очень смешной эпизод: «Посадим тебя в клетку,
выпустим тигров и посмотрим, что будет». «Я
говорю: «Нет, я не согласен. У меня семья, маленький сын, я против».
Меня, конечно, уговорили, ведь я же дал согласие сниматься в этом
фильме. Сами все попрятались: режиссер залез на мачту, оттуда все видно
(руководить легче), а оператор спрятался в железный ящик, выставил
камеру. Посадили меня в клетку, выпустили тигров. Тигры подошли,
понюхали и пошли дальше палубу осматривать. Тигры не бросаются —
комедия не получается. Режиссер кричит: «Дрессировщик, почему твои
животные не бросаются на артиста?». «Они к нему принюхиваются, —
говорит, а сам запихивает ко мне в клетку живого поросенка и шепчет: —
Возьми вилку, поколи поросенка, а то тигры на него не реагируют...».
Что творилось на палубе через минуту, когда тигры учуяли поросенка! Они
его через прутья поцарапали, поросенок визжит, тигры от этого еще
больше свирепеют. Я кричу, поросенка прижимаю. А поросенок от страха
совсем обезумел, на меня стал кидаться. Тигры рычат, поросенок визжит.
Я кричу: «Дрессировщик, стреляй, не то всех сожрут вместе с палубой!».
Дрессировщик выстрелил в воздух, но тигрица Кальма от всего этого визга
и грохота бросилась в море... Целый час ее спасали, и спасли,
конечно...» Снимаясь в картине «За
спичками», Евгений Леонов приехал в Финляндию. Перед съемками ему
предложили в порядке культурного обмена встретиться со студентами и
преподавателями Хельсинского университета. Артист с удовольствием
согласился, тем более, что знал о своей популярности у финской публики.
Но в университете его ждал неприятный сюрприз — не успел Евгений
Павлович выйти на сцену, как его освистали... Леонов смутился и ушел за
кулисы. Но когда актеру объяснили, что по финским обычаям чем громче
свист, тем выше любовь зрителя, Евгений Павлович тут же вернулся на
сцену, вложил два пальца в рот и оглушительно засвистел...
№149,
среда,
6 сентября 2006
|